ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ БЕЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ БЕЛЬСКОГО
КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
В чем заключается уникальность казачества? Что способствовало его сохранению, развитию на протяжении почти шести венков и предопределило возможность возрождения сегодня? Аналогичные формы обществ практически сошли с исторической арены в XII – XX вв., а казачество претендует на свою нишу в XXI веке.
По мере восхождения России по пути демократических преобразований наше общество стало возвращаться к утраченным ценностям, осознавать необходимость возрождения казачества. Ему на протяжении ряда столетий самой историей была предопределена роль воспитателя патриотизма различных слоев и сословий государства Российского, независимо от их национальной и религиозной принадлежности.
21 сентября 2001 года как общественное объединение в составе Союза казачьих формирований было образовано многонациональное Бельское казачье войско Республики Башкортостан. Бельское казачье войско РБ является наследником исторических традиций Башкирского казачьего войска, созданного 10 апреля 1798 г. Указом императора Павла I.
Несмотря на многонациональный характер Бельского казачьего войска РБ, за всю его историю не зафиксировано ни одного конфликта на почве межнациональных отношений, тем более притеснений по национальному признаку. Была в войске и религиозная веротерпимость: в нём с XVIII в. мирно уживались православие, католичество и мусульманство. Мусульманские мечети сосуществовали с православными храмами, священники и имамы сопровождали уходившие на службу казачьи части. Надо сказать, что объединяющим войсковое казачье сословие началом всегда являлась идея верности присяге.
Сейчас россияне имеют возможность свободного выбора вероисповедания в соответствии с их национальной принадлежностью. Особенно хорошо это видно на примере Башкортостана: благодаря конструктивному подходу руководства республики осуществляется единственно верная и взвешенная политика в решении межнациональных и межэтнических взаимоотношений. Как результат такой политики, мы имеем взаимное проникновение культур и взаимное духовное обогащение народов Башкирии. Казаки воссозданного Бельского казачьего войска РБ связывают утверждение в нашей республике гражданского мира и согласия с тонким и мудрым подходом её руководства к решению этого вопроса.
БКВ РБ работает в постоянном контакте с основными религиозными конфессиями -
Российское казачество овеяло себя неувядаемой славой в Отечественной войне 1812 года. В преддверии 200-
Наш земляк великий писатель Сергей Тимофеевич Аксаков был родовым казаком по линии прадеда его матери Марии Николаевны Зубовой. Аксаков писал о Башкирии: «Обильный край, благословенный. хранилище земных богатств!». Его семья олицетворяла всю Россию, в которой счастливым образом соединились славянская и тюркская кровь. Это кровное родство стало сутью истинного евразийства. Воспитанию у молодёжи братского отношения к народам России призвано служить сегодня возрождающееся казачество.
Возрождение казачества началось с закона "О реабилитации репрессированных народов", принятого 26 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР. Бывшим казакам или их потомкам, а также добровольно вступившим в казачество, было предоставлено право объединяться в исторически традиционные общества -
По оценке компетентных источников, общая численность казаков в стране сегодня составляет около 7 миллионов человек, включая совершеннолетних членов семей, которые входят в исторически существовавшие в дореволюционной России 12 традиционных казачьих войск и более 70-
6 октября 2002 г. решением Совета атаманов утверждена региональная целевая программа "Социально-
В соответствии с этой программой проводится планомерная работа по пополнению рядов казачества достойными кандидатами. Осуществляются конкретные мероприятия по созданию материально-
Бельское казачье войско тесно взаимодействует в воспитательном процессе с командованием Уфимского кадетского корпуса имени дважды Героя Советского Союза М.Г. Гареева и казачьим кадетским лицеем Уфимско-
История возникновения и становления непосредственно башкирского казачьего войска начинается с конца XVIII в., а именно с момента установления кантонной системы управления на территории Башкирии. Ранее, еще с момента вхождения башкир в состав русского государства, одним из условий вхождения была воинская повинность, состоящая в помощи русскому государству по охране границ. Кроме охраны границ, башкиры принимали участие практически во всех войнах, которые вело русское государство. Так, например, они были включены Иваном IV в состав русских войск в Ливонской войне в 1558 г.; во время Смутного времени башкирские конники входили в состав войска нижегородского воеводы Алябьева А.С. и участвовали в сражениях против войск Лжедмитрия II, Петр I использовал башкир в Северной войне. Все эти мероприятия правительства, связанные с привлечением башкир к военной службе приводят к тому, что башкирское население по своему сословно-
О.А. Игельстром, будучи наместником, а впоследствии военным губернатором края, развил самую энергичную деятельность по переводу башкир и мишарей в военно-
Пунктом 1 Указа Павла I от 10 апреля 1798 г. «Введение кантонной системы управления башкирами и мещеряками. Именной, данный генералу от инфантерии барону Игельстрому, с приложением примечания на описание Оренбургской линии» пояснялось следующее: «Сделать точное изчисление башкирцев, казаков и калмыков в состоянии нести службу, считая по летам от 20 до 50 лет и разделить их по кантонам, и в разсуждении нарядов, наблюдать крепко, чтобы ближние кантоны отправляли службу по ближней их дистанции на линии».
Всего было образовано 11 башкирских и 5 мишарских кантонов. Одновременно было образовано 5 кантонов оренбургских казаков.
Службу несли за собственный счет. На службу наряжали по очереди в возрасте от 20 до 50 лет. Затем отслужившие казаки переводились на внутреннюю службу в качестве писарей, посыльных, сторожей. В среднем 1 человек выставлялся от 4-
При переводе башкир в военно-
В период кантонного управления башкиры и мишари были объединены в рамках одного башкиро-
В 1834 г. в целях усиления опеки военный губернатор края Перовский В.А. изъял башкиро-
Согласно ст. 2487 Свода военного постановления Российской Империи башкирско-
2 августа 1834 г. полковник Т. С. Циолковский был назначен командующим Башкиро-
Циолковский принимал участие в русско-
В январе 1835 г. командующий Башкиро-
По штату, утвержденному 30 мая 1836 г., канцелярия командующего имела двух столоначальников с двумя помощниками, одного письмоводителя и восемь служителей канцелярии (в числе последних два писаря, пишущих на языке «тюрки», и переводчик). С 1837 г. все дела, касающиеся башкир и мишарей, решались непосредственно через командующего войском и в учрежденной при нем канцелярии. Положением от 2 августа 1853 г. командующему Башкиро-
В башкирских и мишарских кантонах часть должностных лиц имела действительные (армейские) офицерские звания (подпрапорщик, прапорщик, поручик, капитан, майор и т. д.) и классные чины, а также казачьи офицерские звания (урядник, хорунжий, сотник, есаул и т. д.). Офицерские чины присваивались за военные заслуги, долголетнюю службу, «за особые услуги» правительству. Основная масса кантонных чиновников имела только зауряд-
В 1830г. вводится новое обмундирование в башкирском войске. «…Шапка белая, подшитая снизу бумажной материей красного цвета. Галстук черный шелковый или другой какой материал. Куртка синего сукна казачьего покроя, застегивается крючками с алого по борту воротника и обшлагов выпущенного. Погоны алого сукна с прорезным. Полка на желтом сукне, к оным пуговицы белые. Шаровары синие суконные казачьего покроя с одинаковыми лампасами алого сукна. Кушак бумажной материи светло-
Башкирских и мещеряксих казаков, также как и тептярей, активно привлекали к участию в войнах и заграничных походах. Однако основное назначение Башкиро-
Башкирская и казачья конницы признавались наиболее способными для сторожевой службы и отражения неожиданных набегов соседних кочевников. Успешно выступали они и во время масштабных военных кампаний России. Участие башкир в войне с Наполеоном, заграничных походах русской армии 1813-
Уже в первых боях с Наполеоном отличились башкирские казаки: есаул Ихсан Абубакиров, хорунжий Гильман Худайбердин, рядовые Буранбай Чувашбаев, Узбек Акмурзин и ряд других. В дальнейшем Узбек Акмурзин отличился в боях под Гродно и Миром, Смоленском и Можайском, участвовал во взятии Парижа. За свои подвиги Узбек Акмурзин получил офицерские эполеты и был уволен в запас в 1814 г. в чине сотника, а также награжден знаком Георгиевского креста и медалью за взятие Парижа. В Бородинском сражении участвовали и три казачьих полка с Урала: 1-
Так, например, казаки 1-
С самого начала полковник Ефремов ориентировался на достаточно крупные операции против французских захватчиков. 14 сентября 1812 г. партизаны в составе 3-
Казаки же 1-
Отряд Кудашева, успешно действуя на Серпуховской дороге и блокируя Москву, начал контролировать и Калужскую дорогу. Утром 4 октября Кудашев из с. Лопасни сообщил: «…по случаю выступления полковника Ефремова на Владимирскую дорогу, приказал я (майору Лачину) С башкирским полком перейти завтра на Калужскую дорогу, имея свои пикеты в Молоди».
Косвенное подтверждение участия башкирских казаков в партизанской войне на территории Калужской дороге описаны в поэме В. А, Жуковского «Певец во стане русских воинов» в отрывке, посвященному атаману Платову:
«Хвала наш вихрь-
Вождь невредимых Платов.
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По волю волком рыщешь,
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь.
Они лишь к лесу
Деревья сыплют стрелы,
Они лишь к мосту – мост исчез,
Лишь к селам – пышут селы»
Стрелы в то время были на вооружении только тептяр, башкир и мишар. Эту поэму Жуковский написал в начале октября 1812 г. под Тарутино.
Часть документов о башкирских казаках попала в сборник документов главнокомандующего М. И. Кутузова (Воениздат Минобороны СССР, 1954 г.). Ниже приводится Рапорт от 23 сентября 1812 г. бригадного начальника башкирских полков подполковника Тихановского М. И. Кутузову о следовании трех башкирских полков в корпус П. Х. Витгенштейна:
«Следующие из Оренбурга башкирские пятисотенные конные 3-
О чем вашей светлости покорнейше донесть имею.
Бригадный начальник подполковник Тихановский (подполковник Оренбургского гарнизонного полка, бригадный начальник башкирских полков).
1-
Боевой славой покрыли себя в бою 1-
Об участии в заграничных походах казаков России есть материалы Общества по изучению истории и краеведения немецкого города Бендорф (немецкое сокращенное название GGH). Автор этих материалов Ханс Шарфенстайн, почетный член Общества GGH.
«Kosaken zogen 1813 in Bendorf ein.
… Als Folge dieser Ereignisse marschierten am 28. Oktober 1813 in Bendorf
Bei der Bevölkerung fanden allergrößte Beachtung das Aussehen und die Gewohnheiten der Kosaken. Viei belacht und verspottet wurde deren seltsame Bekleidung, einmal deshalb, weil sie das Hemd über der Hose trugen (Russenkittel) und dann die Hosen wiederum in Falten gelegt, rockartig über den Stiefeln. Ihre struppigen, nicht allzugroben Pferde, trugen anstatt des Sattels ein Kissen, und als Sporen diente den Kosaken eine kurze Lederknute. Lanzen, Säbel und Pistolen waren ihre Waffen.
Wie überall., so hatten sie auch außerhalb Bendorfs ein Lagerdorf errichtet, in dem ein buntes Leben und Treiben herrschte. In langen Reihen angepflockt, standen dort Ihre genügsamen Pferde, und wenn dann abends beim Lagerfeuer, bei Musik und Tänzen und dem Gesang der schwermütigen Lieder ihrer russischen Heimat, dabei die ganze Mentalität dieses fremden Kriegsvolkes zum Vorschein trat, kamen die einheimischen Zuschauer aus dem Staunen nicht heraus. In V allendar staunte man noch mehr über eine Abteilung "Kirgisen" und „Baschkiren", die sogar Kamele bei sich hätten. …» [5]
Приводим перевод этого текста:
«Казаки вошли в Бендорф в 1813.
…В результате этих событий 28 октября 1813 г. в Бендорф и соседние городки, а также в Сайн и Валлендорф вошли русские войска. Их расквартировка принесла Бендорфу и его обитателям много трудностей и волнений.
У населения самое большое внимание вызывал внешний вид и привычки казаков. Их странная одежда вызывала удивление и насмешки, особенно потому, что они носили рубашку поверх штанов (немцы называли это русский халат), а штаны казаков были собраны в большое количество складок вокруг всей талии и выглядели как юбка, заправленная в сапоги. На их лохматых, не очень крупных лошадях вместо седел были привязаны подушки, а шпорами служили казакам короткие кожаные плетки. Их оружиями были копья, сабли и пистолеты.
Как и повсюду они устроили вне Бедорфа лагерь, в котором царили веселье и шумная суматоха. Привязанные к длинным рядам колышек, стояли их неприхотливые кони, а вечером у лагерного костра звучала музыка и пение меланхоличных песен их русской Родины и при этом был виден весь менталитет этого чужого воинственного народа, а за всем этим с изумлением наблюдали зрители из местного населения. В Валлендаре еще больше удивляли местных немцев воинская часть «Киргизов» и «Башкир», у которых с собой были даже верблюды…».
Лучшие свои традиции проявило башкирское войско в других войнах XIX в. С самого начала Русско-
В 1830-
Наряду с оренбургскими и уральскими казаками башкиры и мишари, находившиеся в составе отдельного Оренбургского корпуса, участвовали в походах и экспёдициях в казахские степи и в Туркестан.
В период с 1820 по 1840-
В 1853 г. В.А. Перовский повторил поход в Среднюю Азию, опираясь на предварительно созданные в степи совместным трудом русских солдат, казаков и башкир укрепления. В ходе короткой осады была взята штурмом Кокандская Мечеть, переименованная в форт Перовский, ставший опорным пунктом на вновь образованной Сырдарьинской линии.
В общем же башкиро-
Кроме того, башкирские отряды направлялись на полицейскую службу в города Москва, Петербург, Казань и ярмарочные, а также привлекались для розыска и поимки беглых крестьян, казаков и башкир.
Ежегодно на Бугульминском тракте постами расставлялись «охранительная стража» из 22-
Военные силы Оренбургского края -
2 января 1825 г. в Оренбурге властями было открыто Неплюевское военное училище, преобразованное в 1844 г. в Неплюевский кадетский корпус. Он существовал на денежные пожертвования сословий, в числе которых были и башкиры. Корпус состоял из европейского и азиатского отделений. Срок обучения составлял 8 лет. Башкиры и мишари обучались на азиатском отделении. В последнем изучались русский, арабский, персидский, татарский (тюрки) языки, всеобщая и русская история, всеобщая и русская география, арифметика. Важное место занимали рисование, фехтование, военная подготовка. Восточные языки преподавали выпускники этого корпуса башкиры Мирсалих Бикчурин и Салимьян Кукляшев. В 40-
В 1852-
В декабре 1840 г. Указом императора Николая I было утверждено Положение Оренбургского Неплюевского военного училища.
В 1855 г. согласно Положению Комитета Министров № 29060 «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-
По Указу № 25769 от 31.10. 1855 г. впредь Башкиро-
Таким образом, к 1855 г. Башкиро-
Башкирское войско просуществовало до 2 июля 1865 г. Реформирование Башкирского войска началось 14 мая 1863 г. согласно «Положению о башкирах», утвержденному Александром II. В нем пояснялось: «Инородцы, известные под названием башкир, мещеряков, тептярей и бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска, получают гражданское устройство...», т. е. из военно-
Такая же участь постигла некоторые другие нерегулярные казачьи войска. В это же время были упразднены нерегулярные казачьи формирования Новороссийского края. В 1855 г. в Сибири расформированы Тобольский, Томский, Иркутский и Енисейский казачьи полки.
Мы можем назвать некоторые причины исторической трансформации казачества на Южном Урале. Это:
-
-
-
-
Казачество как социальная общность, отнюдь не является общественным архаизмом, у него есть будущее и не только в рамках собственно казачьих регионов. Именно на основе традиционного казачества возможно создание новых форм социального общежития, когда духовно-
И. З. Хабибуллин,
кандидат исторических наук, доцент
ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»